Важно взаимодействие журналистов и тех, для кого они пишут



В сложной сегодняшней обстановке, когда в соцсетях, благах и Тик-Токе только и пишут, что о пандемии, причем, одна новость диаметрально противоположна другой, очень важно уметь отличить фейки от правдивой и грамотной информации – об этом говорили на мастер-классе журналиста и литератора Надежды Ажгихиной на тему: «Работа СМИ и журналистов в период пандемии: новые вызовы и перспективы», который прошел в Конференц-зале 18 ноября. Спикер отметила, что все, что мы читаем, смотрим, слышим, накладывает свой отпечаток на стиль и темы нашего общения, рассказав и о том, что психологи изучают влияние пандемии на психику людей, которые стали более раздражительными. За время локдаунов и прочих мер увеличилось количество разводов, усилилось домашнее насилие – люди не привыкли так долго сидеть в четырех стенах, тесное пространство не только сближает, но и вызывает неудовольствие.


«Кино, газеты, сообщения в ленте и мессенджерах – все это делают люди, и их отношение видно. Негатив, который внутри, выходит наружу», – сказала журналист, добавив, что СМИ тоже с трудом переживают ситуацию пандемии, «особенно в самом начале, когда все это свалилось на нас неожиданно. Но, по счастью, международные организации, работающие в медийной сфере, сделали некоторые наработки по выходу из кризиса».


Как считают в ЮНЕСКО, руководство средств массовой информации, должно следить за тем, чтобы журналисты были обучены санитарным мерам предосторожности и снабжены необходимыми защитными средствами. При отправке журналистов на задание, связанное с освещением ситуации с эпидемией, их безопасность должна быть приоритетом. Надежда Ажгихина сказала и о том, что только восемь процентов дел, связанных с гибелью журналистов, нормально расследованы, и это ужасно. По ее словам, заместитель гендиректора ЮНЕСКО на Дне Свободны слова 3 апреля текущего года обратил особое внимание и на важность обеспечения благоприятных условий для свободы прессы, чтобы журналисты могли независимо освещать происходящее.


Есть разговоры о том, что наше время – время эффективных менеджеров, а журналистика, основанная на собственной этике и достоверности проверенной информации, отжила свое, однако именно в период пандемии люди от соцсетей вернулись к традиционным СМИ. В предыдущие годы ряд медиа, «ушли от анализа к стенографированию власти», многие люди работали, нарушая этические нормы, чтобы просто заработать денег. А в период пандемии читатели поняли, что им нужна проверенная и достоверная информация, и СМИ стали эту информацию давать, поскольку она оказалась востребована. Надежда Ажгихина, отметила, что «журналисты стали помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, из-за того, что им не оказывали медицинскую помощь, не давали информацию в полном объеме, и так далее, и тем самым СМИ вернули к себе доверие граждан». В то же время журналисты становятся объектом нападок и агрессии, особенно это касается женщин. «Если человек тебя раздражает, надо написать ему гадость – и так делают многие», – точно подметила спикер.


«Люди стали понимать значение журналистики, потому что она – не про деньги и бизнес. Информация в СМИ собрана из независимых источников, она достоверна и беспристрастна, не агрессивна, она помогает людям» – подытожила Надежда Ажгихина, сказав, что «взаимодействие нас всех – распространителей информации, потребителей информации, художников очень важно, потому что оно дает понять, что мы делаем и к чему мы можем стремиться».


После мастер-класса слушатели задавали вопросы и дискутировали со спикером – тема оказалась интересной и злободневной.