В Малом зале Дома кино 17 ноября зрители конкурсных показов посмотрели три документальных фильма, отражающих одну из главных черт характера журналиста – силу духа.
Открыла просмотры пятого фестивального дня лента «Талант быть первой» (режиссер Варвара Орлова, г. Москва), захватывающее по содержанию и в то же время душевное и трогательное повествование о необычайно талантливой женщине, выдающейся спортсменке, многократной чемпионке мира по теннису и знаменитом спортивном телекомментаторе и создателе спортивного телевидения в нашей стране – Анне Владимировне Дмитриевой.
Фильм представила режиссер Варвара Орлова, начавшая свое выступление со слов: «Здесь нет авторского кино, мы создали историю, сотканную из воспоминаний, что-то мне рассказывали, что-то мы видели, где-то мы участвовали, где-то мы пережили то, о чем говорим. Через воспоминания и хронику, которая осталась на канале МАТЧ, мы создали образ нашей героини и рассказали ее историю. С Анной Владимировной мы познакомились в 1995 году. Окончив режиссерский факультет МГУКИ, я пришла на канал НТВ, хотела там работать в спортивной редакции, абсолютно ничего не зная о спорте. Мне подсказали, что нужно прийти к Анне Владимировне и рассказать, чем хочу заниматься. Я пришла, рассказала, что все знаю, все умею и очень хочу работать. Она ответила: «Хочешь – иди работай!» У меня была оторопь – вот так просто взять и пойти работать. После этого в течение 25 лет я каждый день доказывала, что взяли меня не зря. Это был ад телевизионный, журналистский. Но это было интересное время, которое пролетело, как одно мгновение. В те годы у нас в стране не было спортивных журналистов. Поэтому в редакцию брали всех, именно такого плана, как я. У нас были водитель, юристы, физики, был солдат срочной службы, который стоял в карауле и как-то подошел к Анне Владимировне и сказал, что хочет с нами работать. (Он исправил имевшуюся у него картавость, стал прекрасным журналистом, сейчас он зам. главного редактора спортивного канала «Старт»). Они все были просто влюблены в спорт и хотели быть журналистами. Анна Владимировна считала, что нет такой профессии – журналист. Просто нужно быть неравнодушным, уметь писать, очень хорошо формулировать и очень хотеть работать. Всему потом можно научиться. Этот ее главный принцип создал и воспитал школу современной спортивной журналистики, которая до сих пор сейчас на всех каналах.
В 1996 году, когда начался спортивный канал, Анне Владимировне уже было под 60. Если бы мне сейчас сказали: «Придумай и открой спутниковые спортивные каналы у нас в стране!» Меня бы инфаркт хватил. А у этой женщины было столько сил, столько было ума, воли и упорства, что она сумела всю систему построить с нуля. Наша спортивная редакция, преобразовалась в спортивный канал НТВ+, первый в России, который она придумала, адаптировала под российские условия и расширила до 15 спортивно-тематических каналов. Канал МАТЧ работает по этому же принципу. И все это – творение рук и ума одной женщины!».
Завершая свое выступление, Варвара Орлова обратилась к молодежи: «История создания спортивного канала – очень поучительна, особенно для тех, кто еще учится на журналиста или хочет работать на телевидении. Знайте, основной принцип для телевизионного журналиста – не бойтесь, идите, заявляйте о себе, говорите, что вы все умеете и можете, что вы хотите. Главное захотеть! И все двери перед вами будут открыты. Но вы должны понимать, что вы пойдете на самую черновую работу, это будет дождь, это будет ночь, это будут выходные, это будут праздники. И если вы пройдете эту школу «молодого бойца», то сможете самоутвердится и многого добиться. А если дадите слабину – система вас вышвырнет».
Следующим был показан небольшой по хронометражу фильм «Хочу быть честным журналистом», (режиссер Дарья Бурлакова, г. Москва). Это рассказ уже состоявшегося молодого журналиста, снимающего материал о юной крымчанке Диане. По своему складу характера она – перфекционистка, окончила школу с золотой медалью, хочет стать международным журналистом и пробивает себе дорогу к профессии.
Документальный фильм «Второй фронт», (режиссер Алексей Власов, г. Луганск) – еще один рассказ о военкорах – корреспондентах, освещающих боевые действия. Под вторым фронтом подразумевается фронт информационный. Военные журналисты рискуют собственной жизнью и здоровьем каждую минуту, но продолжают находиться на передовой, чтобы снять и описать происходящее, а потом донести эту правду до масс.