Спорт, супергерой и юбилей газеты – темы конкурсных работ 16 ноября



В Белом зале дома кино прошли показы фильмов конкурсной программы. Они состояли из двух блоков – в целом зрители увидели пять работ. Разноплановые по жанрам и содержанию, они отображают тот пласт фильмов и репортажей о журналистике, который сегодня господствует в кино. Это рассказ о журналисте-фотокорреспонденте – нашем современнике или известном в прошлом или повествование о студии-телеканале.


В первом блоке зрители увидели телесюжет из Барнаула «Супергерой, который нам нужен» (автор Ольга Бердыченко). Сюжет снят на XXIII краевой профильной смене «Журналистский пленэр». Смену ежегодно проводит в живописных местах Алтайского края редакция газеты «САМИ» – творческое объединение, существующее в Барнауле с 1991 года. В нем школьники, планирующие связать свою жизнь с журналистикой, осваивают основы профессиональных навыков: учатся писать газетные материалы, создавать контент сайта и соцсетей, аудио- и видеоматериалы, пробуют себя в мультимедийных технологиях, участвуют в реализации социально значимых проектов.


На «Журналистском пленэре – 2021» юные журналисты не только создавали медиапродукты различных форматов, но и осмысляли этические аспекты жизни в информационном пространстве: обсуждали существующие в этой сфере проблемы, разрабатывали под руководством педагогов варианты своих публичных высказываний по этой проблематике и реализовывали их. Сделали сюжет совсем юные журналисты – от девяти до пятнадцати лет, и получилось очень интересно и профессионально.


Вторая работа – телесюжет «7-ая Мастерская. Наши» – о выпускниках Седьмой мастерской факультета журналистики МПГУ (автор Кристина Хачатурова). За семь лет из 7-й Мастерской выпустилось много талантливых ребят. Сегодня они – сотрудники телеканалов, пресс-служб, ведущие радиоэфиров, редакторы и корреспонденты самых разных газет и журналов. В серии «Наши» зрители узнали о том, как живут и работают выпускники, например, Макс Рыков – корреспондент второго набора (2014 год). Именно благодаря ему и Нине Петлиновой в редакции появился формат мультикамерной съемки концертов, а его обучающие видео по монтажу и оформлению сюжетов сэкономили много часов и нервных клеток старшекурсникам. Макс рассказывает о своей работе и о том, чего ждать от профессии сегодняшним выпускникам.


Заключил первый блок документальный фильм «Антропология спорта» режиссера Сергея Головецкого о спортивном фотографе Роберте Максимове, более полстолетия работающем в этом жанре. Через объектив его фотоаппарата авторы попытались рассмотреть, как меняется спорт, человек в спорте. «Работа документалиста интересна тем, что ты можешь какие-то свои чаяния выражать на экране, – сказал режиссер. – У этого фильма два мотива. Один мотив – это фотография. Я думаю, что каждый режиссер мечтает сделать фильм на фотографиях, и кому-то из классиков это удалось. Например, Вим Вендерс сделал двухчасовую картину «Соль земли» на фотографиях Себастьяна Сальгадо, и эта картина имела успех в прокате. Фотография – вообще основа кинематографической природы, в философии минимализма есть какая-то тайная притягательная сила, потому я тоже искал возможность сделать фильм на фотографиях. А второй мотив более интимный, и вряд ли кто из собратьев-режиссеров со мной его разделит, это метание копья. Я вообще снимал много про легкую атлетику, но ни разу про этот вид соревнований, хотя сам занимался метанием копья. В большой спорт не вышел, но посредством кино могу к нему приобщиться. Вообще кино это, зачастую, воплощение несбывшейся мечты. Надеюсь, получилось». Посмотрев фильм, можно с уверенностью сказать, что да – все получилось. И герой, и его произведения, и спортсмены – все живут в кадре, создавая уникальную атмосферу спортивных состязаний, соперничества и одновременно поддержки – чего стоит, например, кадр нашего тренера, держащего зонтик над американским спортсменом. Такие фото – история, мгновение жизни, остановленное здесь и сейчас, оно неповторимо, тем и ценно, как и сам фильм.


Во втором блоке были показаны телесюжет «Российская Газета» отмечает 30-летие (автор Алексей Дашенко) о юбилее одного из ведущих медиахолдингов страны. Корреспондент ОТР Алексей Дашенко рассказывает зрителям о том, как создается «Российская газета», как выбираются темы, и почему она входит число ведущих СМИ нашей страны.

Заключила конкурсный показ этого дня телепрограмма «Карибу 2.0»: А помнишь, как все начиналось… Алеси Хетагуровой из Магадана. Как из школьника превратиться в телезвезду регионального масштаба, сложно ли писать тексты для сюжетов новичку, как быть одновременно ведущим новостей и корреспондентом, где искать инфоповоды и какие вопросы чаще всего задают телезрители: обо всем этом и многом другом идет разговор с бывшим сотрудникам телеканала, а ныне – журналистам канала «Вести 24» Александром Орловым.


Зрители тепло встретили конкурсную программу, наградив ее создателей аплодисментами.