18 ноября прошел мастер-класс Александра Шпагина и показ документальных фильмов


Мастер-класс киноведа Александра Шпагина был посвящен расцвету и упадку российской журналистики. «Мы живет в заштампованном мире, существует сто штампов отечественного кинематографа», – этот тезис несколько ошарашил собравшихся, но Шпагину не впервой эпатировать аудиторию – от вкрадчивого проникновенного голоса он порой переходил на крик, показывая, как ведут себя сегодня журналисты на ток-шоу, и все пришедшие на мастер-класс очень эмоционально реагировали на слова спикера.

Он говорил очень интересные вещи, особенно для сидевшей в зале молодежи, для которых даже десятые годы – история, что уж тут говорить о нулевых и начале девяностых. Расцвет страны в 86-97 годах прошлого столетия, как и расцвет журналистики они не застали, и многое из сказанного Шпагиным было для них откровением, может, потому и слушали так внимательно. Он говорил на понятном для молодежи языке, употребляя сленговые слова типа зашквара и прочего, это могло несколько шокировать, но смотрелось в речи достаточно органично.

Киновед рассказал об «экзистенциальном» типе журналистики 2000-х, о самопознании и самопостижении молодых тогда авторов – Дмитрия Быкова, Михаила Поздняева, Леонида Радзиховского, о том, как менялись их статьи и они сами на протяжении времени, о том, что казавшиеся в 80-90 откровенными и гениальными стали сейчас никчемными нытиками, если можно так выразиться.

Зачитав отрывки из статьи Дмитрия Быкова о фильме Станислава Говорухина, спикер очень четко дал понять – как тогда писали, и насколько это отличается от сегодняшней журналистики. «Сегодня общественное сознание грубо делится на либеральное и патриотическое. И – по итогу – примитивизируется и вообще теряет себя как Сознание, превращаясь в плакатное поле для пропаганды и общественных свар», – подытожил свой мастер-класс Александр Шпагин.

После небольшого перерыва было показано два блока фильмов конкурсной программы.

Это телесюжеты «Журналист и культура» Рамили Хамидуллиной из Алметьевска о презентации книги «Портрет на фоне культуры» заслуженного работника культуры ТАССР, член Союза журналистов Татарстана Лидии Рахимовны Старшининой и «За дело! Интервью с военным корреспондентом Александром Сладковым» москвича Ильи Тарасова о специфике работы военного корреспондента. Слово «война» сопровождает всю историю человечества. То тут, то там возникают локальные конфликты. И опять офицеры должны выполнять свой воинский долг, опять рушатся судьбы, люди становятся физически и морально искалеченными. Пока есть военные конфликты, актуальной и востребованной остается работа военного корреспондента. Сколько смелости и выдержи надо иметь, чтобы снимать в «горячих точках», насколько трудно уезжать на войну, оставляя родных в неизвестности – эти и многие другие вопросы подняты в сюжете.

Телепрограмма Варвары Макаревич (Москва, ОРТ) «Прав?Да! Журналисты и государство» про журналиста Ивана Сафронова. Что происходит с журналистом Иваном Сафроновым? Похожа ли эта история на дело Ивана Голунова? Уголовные дела – стандартная практика расправы с неудобными или просто уголовная рутина? Какие у общества есть способы получения объективной информации? Как должны рассматриваться подобные дела? Ведущая ток-шоу «Прав!Да?» Варвара Макаревич об особенностях современной журналистики говорит с главным редактором «Московского комсомольца» Павлом Гусевым, главой издательства «Алгоритм» Александром Колпакиди, с журналистом Глебом Черкасовым, много лет работавшим в «Коммерсанте» вместе с Сафроновым, и с юристом Федором Кравченко, специалистом в проблемах медиа.

Документальный фильм «Надежда Чичерова: свет через себя» режиссера Максима Кузьмичёва из Донецка – о замечательном фотографе, сохраняющем жизнь через свет собственной души. Надежда Чичерова пришла на просмотр и немного рассказала о себе и о фильме, смущаясь тем, что ей было уделено столько внимания. «Это мог быть фильм о любом из нас, работающих сейчас в Донецке, мы просто делаем свое дело, снимаем», – сказала Наталья.

Андрей Айрапетов, режиссер полнометражного документального фильма «Критик» тоже пришел на встречу со зрителями. «Я снял фильм не столько про Артемия Троицкого, сколько о советских рок-музыкантах и меломанах 60-90-х годов через призму статей критика и его отношения к ним» – сказал режиссер. Артемий Троицкий – воплощение русского рока, первопроходец жанра и человек, без которого в России не было бы музыкальной журналистики. Он первый серьезно начал писать о музыке, стал первым диджеем в СССР, создал первый советский рок-фестиваль, а главное – дал дорогу главным звездам нашего рока. Без Троицкого мы бы вряд ли услышали Бориса Гребенщикова, Майка Науменко, Виктора Цоя, Петра Мамонова, Василия Шумова и других культовых музыкантов. Некоторые из них приняли участие в фильме, рассказали о работе с Троицким и поделились воспоминаниями о тех временах.

«Критик» – не просто документальный фильм, а арт-проект, в котором сочетаются черно-белые интервью, цветная анимация, отрывки телепрограмм, фотографии и таймлапс-видео. Картина состоит из трех частей. Первая рассказывает про начальный период Троицкого (1955–1979), вторая – про расцвет деятельности (1980–1984), третья – про современность (1985–по сей день).

Зал с воодушевлением встретил картину – по окончании просмотра раздались аплодисменты.



Пресс-центр телефестиваля «Профессия-журналист»

Фото Ирины Кретовой




Мероприятие проводится при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы

© Гильдия кинорежиссеров, 2009−2020