Data-журналистика отображает реальность объективно



Мастер-класс на тему «Data-журналистика: понятие, основы, инструменты» провел 16 ноября 2022 года в 17.00 журналист, создатель интернет-издания «Типичная Москва» Игорь Сумин.


Он рассказал собравшимся, что Data-журналистика основана на больших массивах данных. Данные могут служить как инструментом для раскрытия определенной журналистской истории, так и ее источником. Развитие журналистики данных связано с развитием технологий, позволяющих хранить и обрабатывать большие объемы данных, и движением в сторону большей открытости.


«Сегодня интернет генерирует огромное количество информации и надо уметь ею пользоваться», – отметил спикер, добавив, что «Data-журналистика – это визуализация некой социологии, построенная в определенный сюжет». Он также рассказал про «Трех китов», если так можно выразиться, этого рода журналистики – информатика, дизайн, статистика.


«Очень важно, что в Data-журналистике используется не мнение, как, допустим, в подготовке экспертных статей, не какие-то гипотезы и пресс-релизы, а фактические данные и цифры, то есть то, что наиболее объективно отражает ту или иную сюжетную линию», – сказал журналист, предложив слушателем зафиксировать это как основной постулат.


Игорь Сумин показал слушателем несколько интересных Data-журналистских проектов, чтобы было понятнее, что и как делать. Он рассказал про Яндекс-метрику и подбор слов – сервис, который анализирует количество запросов по тому или иному ключевому слову, и иные сервисы, по которым можно посмотреть синонимы слов и прочее – эти сервисы как раз и можно использовать для проекта по Data-журналистике, визуализируя их или создавая арт-контент.


Спикер рассказал в качестве примера, как можно исследовать Яндекс-карты. Слушатели живо реагировали на мастер-класс, задавали вопросы, дискутировали с Игорем. На самом деле было интересно слушать и смотреть на то, что показывал журналист, поскольку это совершенно новое направление в журналистике, но оно уже достаточно востребовано у молодежи.