top of page

На телевидении жизнь проходит очень быстро

  • Фото автора: Владимир Баркарь
    Владимир Баркарь
  • 16 нояб.
  • 3 мин. чтения


Во вторник, 18 ноября, прошел мастер-класс журналиста, киноведа, путешественника, сценариста, кандидата филологических наук Александра Казакевича на тему: «Кто может стать тележурналистом?»


Александр рассказал собравшимся о своем творческом пути, работе в программе «Время», которой он отдал пятнадцать лет, и передаче «Кино о кино», которая выходит еженедельно на телеканале «Культура». «Я рассказываю о том, как снимались наши советские фильмы, самые любимые фильмы», – поделился спикер и пригласил всех посмотреть фильм о фильме «Молодая гвардия», снятом Сергеем Герасимовым.


А дальше пошел разговор о тележурналистике, и начался он с программы «Взгляд», новаторской для своего времени. «И все следили за репортажами. Я сидел, завидовал. Я был уверен, что в жизни у меня никогда такого не будет, что я вернусь в свой Мурманск, и ничего подобного не произойдет, чтобы я с такими людьми был на «ты», жутко завидовал, потому что на телевидение нельзя было прийти работать самому, вас должны привести по блату, это был просто закон. Сейчас ситуация изменилось, можно попасть просто с улицы, но надо заинтересовать канал. Талантливые, энергичные люди нужны, заинтересованные, образованные, их всегда не хватает. Меня привели и сказали – Пишите просто, чтобы ваш репортаж был понятен бабе Мане, водителю трамвая и оленеводам в Сибири. Причем баба Маня была самой строгой в этом списке. А я кандидат наук, у меня диссертация по 18-му веку. Я хотел ловить смыслы. А мне сказали – Пиши проще, чтобы ты был услышан, и за этой простотой выйдет и глубина. И это было правильно. Сейчас я знаю, что используется вопросник, не вопросник эту схему составил самый древний, известный, дошедший до нас оратор Квинт Селян в Древнем Риме. Он создал эту схему, и она никогда не менялась. Ее знают все журналисты».


Говоря о своей работе в программе «Время», Казакевич поделился воспоминанием о первом репортаже, благодаря которому остался на телевидении – остальных стажеров уволили, а его оставили – за репортаж с похорон Эмиля Брагинского и интервью Рязанова, который отказался его давать. Ситуация удивительна еще тем, что у Брагинского день рождения 19 ноября, а у Рязанова – 18. Такое вот совпадение.


Спикер так же отметил, что «нельзя быть журналистом, которого научили. Журналист должен иметь какую-то базу другую. Он должен быть или врачом, или агрономом, или космонавтом, в общем, профессионалом в какой-то области и оттуда прийти в журналистику, потому что сама журналистика не является базой».


Много поведал Александр Казакевич слушателям о становлении телевидения в 1957 году, назвав его «Телевидением оттепели». В самом деле тогда сошлись все звезды – развенчан культ личности, прошел Фестиваль молодежи и студентов, запущен первый спутник и на экранах появился диктор-мужчина Игорь Кириллов, появилась передача Вечер веселых вопросов, а за ней – КВН. «Кроме дикторов на телевидение пришли это были деятели культуры, которые владели важнейшим талантом. Они умели мыслить перед камерой. И в этом же 50 году телевизионщики проявили новое качество, характер, которые раньше не требовались. В 58-м признавали, что у нас нет репортерской школы, а в 1963 году уже в Таллинне проходил всероссийский семинар репортеров».


Спикер отметил, что журналист должен быть отчасти актером – «если не добавлять артистизма в профессию, то ничего не получится». По словам Александра Казакевича важно, что «телевидение никогда не утрачивало и сейчас не утратило воздух оттепели, этот воздух свободы. И в чем обаяние нашего советского телевидения и российского, которое строится на тех же базовых вещах? Воздух оттепели никуда не уходит, он всегда сохраняется».


Много было сказано и о структуре телевизионного репортажа, который «должен начинаться с того, что ты говоришь что-то удивительное. И зрители все бросили свои дела, и пришли к экранам».


Слушатели задавали много вопрос, и получился не только рассказ о телевидении, но и интересный конструктивный диалог.


Фото Ирина Кретова

 
 
bottom of page