top of page

Образовательная программа открыта


13 ноября в Конференц-зале Дома кино состоялся мастер-класс на тему: «Стандарты журналистики в цифровую эпоху», открывший образовательную программу телефестиваля. Его провела кандидат филологических наук, журналист Надежда Ажгихина.


В своем выступлении спикер отметила, что современный человек, это не только «Человек читающий», это «Человек медийный», который находится в окружении медиазнаков, медиаинтервенций. Все мы тем или иным образом соприкасаемся с информационным пространством и существуем по его законам. В связи с этим назрели главные, интенсивно обсуждаемые вопросы: Что есть журналистика в нашем информационном пространстве? Чем журналистика отличается от информации в медиапространстве от того, что не является журналистикой?

Основные постулаты содержатся в ответах на данные вопросы: журналистика служит добру; Журналист пишет о том, что представляет общественный интерес, т.е. о важном для всех; блогер, даже самый популярный, не всегда пишет о том, что представляет общественный интерес; журналист это тот, кто работает в соответствии с профессионально – этическими принципами.

Основополагающие профессиональные принципы были сформированы много столетий назад: первый – создание массовой информации о руководящих решениях и мероприятиях.

Второй принцип, который более соответствует современному состоянию отрасли, сферы и работы с информацией – необходимость информировании об общественном развитии.

По мере роста и усовершенствования СМИ стали складываться журналистские кодексы. Сейчас в мире существует более четырех тысяч кодексов, они постоянно пополняются за счет регулирования интернета и каких-то новых обстоятельств, с которыми человечество сталкивается в связи с цифровой революцией.

Все основные этические журналистские принципы сводятся к трем основам:

1. Стараться говорить правду. Это сложная тема, у каждого своя правда, поэтому нужно соблюдать баланс, совмещая две (и более) точки зрения.

2. Стараться быть независимым. Журналист не продавец товаров и услуг, не продавец идей и мнений, не пиарщик политика, бизнесмена, своего товарища. Он должен передавать независимую информацию. Независимую от всего, в том числе от собственных пристрастий. 3. предпочтений и неприязней. Своим материалом не навредить невинным людям.

Регулирование медийной сферы и информационного пространства осуществляется разными способами. Существует законодательство, устанавливающее пределы, в которых действует и отрасль, и журналисты. Закон РФ о СМИ был разработан и принят еще в советское время, в 1990 г. Это был один из самых прогрессивных законов в мире, и оформил рамки, которые утверждали свободу слова, право каждого учреждать свое издание, запрет предварительной цензуры. Все эти законы работают у нас и по сей день. Но, помимо законов, существуют правила, которые не подлежат юридическому, законодательному урегулированию. Именно этические, профессиональные стандарты работы журналиста утверждают такие правила и принципы, перечисленные выше.

Во время цифровой революции, в нашем современном насыщенном медиапространстве значение и соблюдение профессиональных журналистских стандартов чрезвычайно важно.

Принципы этики в журналистике утверждались долго, и международное сообщество очень внимательно относится к стандартам журналистики в разных странах. И нам очень приятно, что Союз журналистов России тоже вошел в глобальную работу, по продвижению тех принципов и стандартов, которые помогают нам действовать.

Завершить выступление хочу отсылкой к «Глобальной хартии этики журналистов», которая была принята в июне 2019 года. Основные положения «Глобальной хартии этики журналистов» посвящены современной реальности и связаны с интернетом.

Этот документ развивает и дополняет Декларацию принципов поведения журналистов (1954 г.), известную как «Декларация Бордо». Право каждого человека на доступ к информации, провозглашенное в XIX статье Всеобщей декларации прав человека, является основой журналисткой деятельности. Ответственность перед общественностью преобладает над любой другой, в частности перед работодателями или представителями власти. Журналистика – профессия, требующая времени, ресурсов и средств для достижения практических результатов, необходимых для ее независимости.

bottom of page