Они шли рядом с солдатами
- Владимир Баркарь
- 19 нояб.
- 2 мин. чтения
Конкурсная программа фестиваля в среду, 19 ноября, практически вся была посвящена необычным журналистам – военным корреспондентам. И не важно – были это фронтовые операторы Великой Отечественной или корреспонденты, побывавшие в горячих точках и на специальной военной операции.
На первом сеансе в 18.00 были показаны две работы о фронтовых операторах: документальный фильм Марины Забелиной «Война сквозь призму объектива» и телесюжет «Они снимали войну» автора Марины Масловой из Брянска.
Фильм Марины Забелиной посвящен Борису Соколову, снимавшему капитуляцию Германии и Японии, Семену Школьникову, бывшего оператором в отряде Ковпака и Малика Каюмова. Их кадры хроники н только показывали героизм наших воинов, но и были очень важным документом, подтверждающим преступления фашизма в Нюрнберге. Как отметил киновед Алексей Беззубиков, «Семен Школьников – из Эстонии. Так получилось, что там он осел после войны, и в свете всех недавних событий фильм обрел дополнительные смысловые измерения, потому что это стало не только кино о прошлом, но и кино о трагическом разрыве настоящего с нашей прошлой историей». Сюжет брянских авторов впервые рассказывает о боевом и одновременно творческом пути фронтовых операторов, уроженцев Брянщины. Фронтовые операторы, их было 258, каждый четвертый погиб, каждый пятый был ранен, они шли рядом с солдатами, без оружия, не могли себя защитить, многие отдали жизни за эти бесценные кадры – Владимир Сущинский погиб, но снял взрыв, ставший для него роковым…
Один и без оружия – это стало темой и работа второго сеанса в 19.15, где показали телепрограмму Виктора Лошака «Очень личное. Павел Гусев» и программу самого Павла Гусева «Клуб главных редакторов. Один и без оружия». Единственное оружие в руках журналиста – слово. Профессиональная обязанность любого сотрудника СМИ – донести до общества правдивую информацию, нередко с риском для собственной жизни. Дмитрий Холодов, Влад Листьев, Лариса Юдина и десятки других, погибших от рук наемных убийц. Репортажи об оргпреступности и терроризме, статьи о коррупции и злоупотреблении властью – журналистские расследования в 1990-е часто ложились в основу уголовных дел и помогали вывести преступников на чистую воду. Но цена правды порой высока. В группе повышенного риска – военные корреспонденты. Сегодня именно человек в жилете с надписью «Пресса» зачастую становится главной целью для украинских националистов. Но и в мирной действительности журналист не может быть уверен в безопасности. Дарья Дугина – взрыв автомобиля в Подмосковье, Владлен Татарский – теракт в кафе в Петербурге. Ноябрь 2024-го. В Курской области в результате атаки дрона погибла главный редактор «Народной газеты» Юлия Кузнецова. Указом президента награждена орденом Мужества посмертно.
Журналисты, кинокорреспонденты, фронтовые операторы – они совершают незримый подвиг, снимая подвиги согдат. Во Вроцлаве есть воинское кладбище, где похоронены советские солдаты, павшие, осовобеждая этот город. Памятники черного и белого мрамора. Черные обелиски – у Героев Советского Союза и кинокорреспондента Николая Быкова. Они чтут его наравне с героями, потому что он не мог себя защитить, он был без оружия.
Фото Ирина Кретова













